Локализация в автопроме: чем она отличается от импортозамещения

Локализация в автопроме: чем она отличается от импортозамещения
01:00, 31 Май.

На форуме автопроизводителей IMAF, который прошел в московском Экспоцентре, аналитик НАМИ Александр Горчаков заявил, что уровень локализации автомобиля Лада Гранта не дотягивает даже до 50% – и составляет 45,7%. У других российских автомобилей он еще ниже.

Более того, уровень локализации в последнее время не вырос, а упал. Новость вызвала эффект разорвавшейся бомбы. И у многих возник вопрос: как же высчитывают эту самую степень локализации? Как считают заводы Считать локализацию можно по-разному.

Например, можно разобрать автомобиль до винтика, до микросхемы – и разложить на «наши» и «не наши». Но так никто не делает. Можно считать в деньгах: сколько потрачено на покупку российских и импортных комплектующих – тоже интересные данные могут получиться.

Можно даже считать в килограммах – и тогда вес импортного микропроцессора практически не будет влиять на степень локализации. Заводы чаще всего считают локализацию «списочно»: берут список комплектующих и сырья – и ставят плюсики напротив российских компонентов.

Шины наши? Плюсик! АБС наша? Плюсик! Коробка передач китайская? Минус… Если считать именно по такой схеме, то у автомобилей Лада степень локализации окажется не меньше 90%, а самая высокая будет, скорее всего, у Гранты.

Как считает Минпромторг Ведомство считает локализацию в баллах, которые начисляются за российское происхождение определенных узлов или производственных операций. От количества набранных баллов зависит степень государственной поддержки.

Например, за максимально локализованные автомобили утильсбор возвращается заводу в полном объеме, а за низколокализованные – лишь частично. Порядок начисления баллов регламентирован постановлением Правительства № 719 от 17.

07.2015 г. Примеры начисления баллов Сварка кузова – 400 баллов Окраска кузова – 500 баллов Штамповка кузова на 50% от его массы – 200 баллов Российский металл на 70% массы – 200 баллов Блок цилиндров – 95 баллов Сборка двигателя – 25 баллов ЭБУ двигателя – 100 баллов Механическая коробка передач (сборка + корпус) – 150 баллов Если считать по такой схеме, Гранта сейчас набирает 5284 балла – при максимальных 7000 баллах, предусмотренных программой для заключения специнвестконтракта.

Как считает НАМИ Чтобы подтвердить российское происхождение узлов по обозначенной выше программе Минпромторга, заводы предоставляют кипу документов.

Вот их и принимает во внимание НАМИ. Если за шины не дают баллов – то никто и не занимается подтверждением их происхождения, хотя на всех наших машинах стоят российские шины.

Если за сиденья баллов не дают – то зачем на них собирать документы? Вот почему автопроизводители подтверждают «российскость» только части компонентов.

Причем всякий раз гуляют разные данные – то фигурирует один объем в баллах, то другой. То вдруг проценты вылезают… Вот так Гранта и набрала 47,5% локализации – на вторую ­половину просто не собирали документы.

Хорошо или плохо? Ясно одно: проблем с локализацией – выше крыши. Заводы чаще всего отчитываются о поставщиках первого уровня – у кого они непосредственно покупают компоненты. Блок АБС российский? Да, это российский поставщик! Но компоненты внутри блока – преимущественно импортные.

Кузовная краска российская? Да, с нашего завода! А некоторые компоненты для краски – импортные. Коробка передач наша – а синхронизаторы и подшипники китайские, и так далее. Недавно от наших производителей я услышал гениальную фразу, которую даже записал на память: – Мы этот блок уже импортозаместили, но пока еще не локализовали.

Изящно, правда? Как хотите, так и понимайте. Когда вернутся в Россию ушедшие автобренды, узнайте тут.

Рубрика: Авто и мото. Читать весь текст на www.zr.ru.