Водители со стажем до сих пор с теплотой вспоминают треугольные поворотные форточки. Они были когда-то непременным атрибутом большинства автомобилей. ЗАЗ-965, Москвич-412, ВАЗ-2101, ГАЗ-24 – треугольники использовались всюду.
Ну а сегодня многие автовладельцы даже не сразу понимают, о чем, собственно, идет речь. Наличие в двери непонятного треугольника явно усложняет задачу конструктора и технолога.
Чтобы такая форточка поворачивалась, нужны два шарнира – в основании и на передней стойке. Чтобы она запиралась, нужна запорная ручка со стороны салона.
Она должна защелкиваться на внутренней части дополнительной стойки, соединяющей основание с верхней рамкой окна. При этом никакие усилия со стороны улицы не должны ослаблять ее хватку.
Для отпирания изнутри обычно предусматривалась кнопка: нажали, повернули, открыли. Для чего разработчики былых времен так усложняли конструкцию? Очевидно, что обычное опускное окно было бы гораздо технологичнее и дешевле в производстве, чем дополнительный треугольник.
Собственно, именно поэтому от треугольника в итоге и отказались, но поначалу делать это было неразумно.
И вот, почему. Странная треугольная конструкция улучшала вентиляцию в салоне машины. Сегодня уже нелегко осознать, что в автомобиле может не быть ни кондиционера, ни климат-контроля, но так оно и было.
А потому приходилось включать фантазию и пытаться добиться приемлемого результата имеющимися средствами. В итоге и родилась треугольная форточка, которая, в частности, обеспечивала вентиляцию салона, не создавая сквозняков.
Кроме того, поворотные треугольники довольно успешно боролись с запотеванием стекол, регулируя влажность в салоне.
Пользование треугольником было сродни искусству. Процитируем инструкцию 1987 года к Жигулям: «В очень холодную погоду температура воздуха в салоне может быть повышена включением одной из скоростей электровентилятора и установкой крышки воздухопритока в положение частичного открывания.
В этих условиях рекомендуется приоткрывать поворотные стекла дверей, чтобы исключить застой холодного воздуха и ускорить его прогрев во всем салоне».
На этом список достоинств треугольных форточек не заканчивается. В частности, их любили курильщики.
Когда за бортом лил дождь, при открытых треугольниках вода в салон практически не попадала, а дым вытягивало наружу. Добиться того же эффекта, опуская основное стекло, было невозможно.
Треугольник считал себя незаменимым – и напрасно. Неожиданно тучи над его судьбой стали сгущаться, причем задолго до появления кондиционеров и электронной климатики.
На «пятой» модели Жигулей, как и на Волге ГАЗ-2410, ничего подобного еще не было, однако треугольные форточки все-таки были отправлены в отставку. Им припомнили все их недостатки – тут же выяснилось, что их очень много.
Помимо высокой себестоимости и нетехнологичности, треугольные форточки обвинили в ухудшении аэродинамики автомобиля, свисте в салоне, самозакрывании на высоких скоростях.
Кроме того, именно треугольные форточки зачастую помогали ворам проникать в салоны автомобилей. Форточки ломали всеми доступными средствами.
Помощь воришкам оказывали даже зажженные сигареты. Подносите ее к месту приклейки запорной ручки и ждете, когда клеевое соединение сдастся. Внешний вид машин без поворотных форточек однозначно выиграл.
В старых, по сути, кузовах появилась та самая «стремительность», о которой мечтали дизайнеры. И не надо было ничего менять кардинально: убрали треугольники – и сразу появился эффект.
Да и потребитель, в общем-то, обрадовался: машинки стали элегантнее. О прежних достоинствах форточек стали забывать. С появлением иномарок с их климат-контролями треугольники окончательно канули в Лету.
Что, впрочем, никоим образом не отменяет их былых заслуг. До эпохи кроссоверов — 15 советских универсалов: половину из них вы не видели.
Рубрика: Авто и мото. Читать весь текст на www.zr.ru.