
На территории Брянской области, пострадавшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС, почти четыре десятилетия работает уникальная некоммерческая организация. Она не просто помогает особенным детям и их семьям – она меняет само отношение общества к понятию «необучаемый».
О непростом пути, маленьких победах и большой вере в человека мы поговорили с Екатериной Быковой, руководителем организации «Радимичи – детям Чернобыля».От беды до дела жизни– Екатерина, когда всё началось? С чего выросли «Радимичи»? – Наша организация работает с апреля 1987 года – на территории Брянской области, пострадавшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Идея возникла благодаря историку Павлу Вдовиченко и группе студентов Новозыбковского педагогического училища.
Они не могли остаться в стороне от беды и начали действовать. Сначала это была просто волонтёрская помощь, но постепенно деятельность приобрела чёткое социальное направление. Большинство наших программ родились как ответ на реальные и острые проблемы людей, живущих в чернобыльской зоне.
– А что дальше?– С 1993 года, в тяжёлое время экономического кризиса, мы начали системную работу с семьями, где воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями развития.
Сначала студенты просто приходили в дома, общались с детьми, учили их базовым жизненным навыкам. Потом появился клуб общения, а затем – первая в регионе школа для детей с ограниченными возможностями, которых тогда ещё называли «необучаемыми».
Это было непросто – мы своими силами отремонтировали здание бывшего детского садика, закупали всё необходимое, обучали специалистов. Нашими надёжными партнёрами стали немецкие коллеги из молодёжной инициативы «Про-Ост». Их поддержка была бесценной.
Позже, когда ресурсы стали иссякать, пришлось закрыть школу, но работа не остановилась: мы продолжили поддерживать семьи через клуб общения и другие, более устойчивые проекты.– Кому сегодня помогает ваша организация?– Сейчас мы продолжаем активно помогать семьям, воспитывающим детей с особенностями развития.
Благодаря поддержке Фонда президентских грантов, в 2017 году мы запустили проект «Социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями».
В рамках центра родители получают помощь от специалистов: логопедов, дефектологов, массажистов, ЛФК-инструкторов, психологов. Мы используем и дистанционный формат: родители получают консультации онлайн, что удобно особенно для тех, кто живёт в отдалённых районах.
Особую роль играют наши юные волонтёры – будущие педагоги. Они готовят мероприятия, помогают детям и родителям, и сами получают бесценный опыт, учатся эмпатии и ответственности.Школа взросления– Чему уделяете большее внимание сегодня?– Трудовой подготовке молодых взрослых с ОВЗ.
На базе нашего центра действуют учебно-трудовые мастерские: «растениеводство», «кулинария», «домоводство» и «уборка территории». Наши ребята учатся навыкам, необходимым в быту и, возможно, в будущем – на рабочем месте.
Они осваивают всё: от сортировки белья до приготовления пищи, от ухода за растениями до стрижки кустов. Это кропотливая, ежедневная работа. Но мы верим, что она необходима – и детям, и обществу.
– Что бы вы сказали тем, кто только начинает свой путь в некоммерческом секторе? Стоит идти в сферу НКО?– Однозначно – да. Работа в некоммерческом секторе даёт возможность реализовать себя, приобрести опыт, знания и, главное, – быть нужным.
Это живая, динамичная сфера, в которой есть место и профессионализму, и добру. Я считаю, что благие дела облагораживают. Они делают человека честнее, добрее и отзывчивее. Поэтому – да, советую. Если вы чувствуете в себе желание помочь – начинайте, не ждите идеальных условий.
Они приходят позже, когда уже делаешь.Быкова Екатерина, участник проекта «Формула успеха. Научился? Поделись!».
Рубрика: Основное. Читать весь текст на bryansk.aif.ru.